Проза конкурса
Между
рабочим крематория, самим крематорием и трупами завязываются странные,
сюрреалистические взаимоотношения...
Напомним, что
этот конкурс начинался при поддержке Генерального консульства ФРГ в
Саратове, а сейчас эта эстафета перешла к посольству Германии в России,
Возраст участников - до 25 лет. На суд жюри (а это преподаватели, библиотекари
и профессиональные литераторы) предоставлялись творческие работы в жанре
прозы, поэзии и -впервые в этом году - видеофильмы.
Конкурсанты были разбиты на четыре возрастные группы; до 12 лет, 12-15
лет,15-18 лет и старше 18 лет. В этом году, как и в прошлом, участие
в конкурсе приняли 27 человек, причем почти половина - дебютанты, Членов
жюри на этот раз поразило большое число участников в жанре "проза"
и высокое качество прозаических произведений.
Еще одна особенность; на этот раз работало альтернативное молодежное
жюри, в которое вошли победители конкурса прошлых лет - Егор Харитонов,
Аркадий Бирбраер и Иван Левашов. Они участвовали в конкурсе
и в этом году, но, естественно, свои работы не учитывали.
К конкурсантам обратилась с письмом вдова Виктора Шнитке - Екатерина
Георгиевна:
"Дорогие устроители и участники конкурса! Я очень рада и
взволнована тем, что в вашем прекрасном городе вновь проходит конкурс
имени Шнитке. С теплотой ибрагодарнос-тью вспоминаю прошлый год, когда
я смогла принять а нем участие. Так же, как и тогда, хочется сказать
несколько слов непосредственным участникам.
Дорогие мои! Для кого-то из. вас этот конкурс может стать
началом трудного и интересного творческого пути, для кого-то это просто
шанс соприкоснуться с великим миром литературы, философии и искусства...
Желаю вам всем здоровья, успехов в конкурсе, удачи и исполнения желаний!"
С напутствием и пожеланиями к молодым авторам обратился член Энгельсского
музыкально-литературного объединения "Надежда" Василий Реснянский.
На конкурс были представлены стихи Юлии Кузнецовой, студентки Саратовского
медицинского университета. В июле ее не стало. Ее памяти была посвящена
одна из страничек этой встречи.
Мне, как одному из организаторов конкурса, трудно дать оценку прошедшей
встречи, но нельзя не отметить аудиторию: она была идеальна, когда,
например, демонстрировался неозвученный 11-минутный видеофильм Михаила
Уралёва "Линия руки реки", в зале стояла поразительная тишина.
Ведь обычно считается, что молодежь - очень трудная публика…
Украшением встречи стало выступление ВИА Kammerton (ЦНК). В его исполнении
прозвучало, в частности, одно из самых блистательных произведений -
Альфреда Шнитке, используемое, кстати, как заставка к программе "Апокриф"
на телеканале "Культура".
Торжественный вечер закончился традиционным чаепитием. Кстати, подарки
(книги, альбомы, наборы открыток с видами Энгельса и др.) для участников
конкурса и победителей были предоставлены администрацией Энгельсского
муниципалитета и посольством ФРГ.
Пока остается открытым вопрос об издании сборника лучших конкурсных
произведении, но, возможно, он решится уже в ближайшее время.
О некоторых
произведениях в жанре "проза" хотелось бы рассказать подробнее.
Произведения младших участников (до 15 лет) отличает поразительная непосредственность.
Они не ищут специально форму, не изобретают какие-то художественные
приемы и т. д. - они просто не знакомы с этой теорией, и поэтому пишут
так, как более старшим авторам уже, наверное, никогда не написать. Сами
того не осознавая, они подсознательно и создают совершенно оригинальную
форму, и находят новые художественные приемы.
"Жили-были муравьи. Плохо жили. Приходилось всё время работать.
Не хватало еды". Так начинается сказка "Муравьино-тараканья
война" 14-летнего Валентина Черныха, отмеченного дипломом
"За удачный дебют". Чуть далее по тексту: "Жили-были
тараканы. Хорошо жили... И хотели жить еще лучше. Каждый второй таракан
имел квартиру с евроремонтом, дачу, лимузин и мобильник с тараканьей
фотокамерой". Третья глава начинается: "Жили-были
пчёлы. Средне жили. Одним приходилось всё время работать, другим всё
время отдыхать". А вот начало 4-и главы: "Жили-были...
Хотя нет, здесь это начало не подходит. Лучше так: в некотором царстве,
в некотором государстве начался переворот..." Сколько здесь
лёгкости, куража и ненавязчивого юмора!
Приведу ещё несколько отрывочков с незначительными сокращениями.
"Бедному Крохотаскателю III стало совсем плохо. Он потерял
память (как в бразильском сериале) и стал считать свою дочь отцом...".
"Пчелиный
президент Иван Иванович Лаптин решил потребовать у тараканов половину
их завоевании и послал Прибей-тапку V письмо:
"Здравствуй, дорогой-родной Прибейгвоздик (он всё время путал это
имя - прим. автора). Слышал, ты разбогател. Ну, так отдай половину!!!"
Пришел ему такой ответ: "Здравствуй, дорогой-родной президент Лепкин
(он тоже путал фамилию Лаптина - прим. автора). Слышал,
ты обнаглел...""
А вот как заканчивается сказка:
"На дворе наступил социализм. А Прибейтапка V похоронили.
Прощай, Прибейтапок, прощай, дорогой..."
13-летний Александр Судаков, получивший диплом победителя в своей
возрастной группе, предоставил юмористические рассказы. Вот небольшой
отрывок из рассказа "Рисунки в "натурке"": "...Итак,
тема нашего урока рисования - жизнь современной деревни. Вы, господа,
уже перешли а третий класс и должны иметь представление, что такое деревня.
Может, кто-то читал об атом, кто-то знает по рассказам родителей...
Ну, Иванов, что ты отразил в своём рисунке? Так, утренняя заря, небольшой
кустарник, речка, камыши шумят. В речке женщины купаются. Наверное,
ты хотел отразить нелёгкий труд деревенских женщин? Да, им приходится
вставать очень рано, а чтобы взбодрить себя перед очередным трудовым
днем, они принимают, так сказать, прохладный душ... А кто это у тебя
на рисунке из-за кустов выглядывает - в костюме, в галстуке и с верёвкой?..
Ах, это не верёвка, а кнут? А мужик- это пастух? И как же ты назвал
сие произведение?.. "Пастух пасёт тёлок"?!.."
Рассказы в стиле "фэнтези" предоставила на конкурс 13-летняя
Инга Рыжова. Ее фантазии могли бы позавидовать и маститые авторы,
а некоторые эпизоды, если их читать "по-взрослому", просто
умилительны:
"...Когда Даниэль залезал на корабль, его увидела дочь купца
и полюбила с первого взгляда. Девушка была такая красивая, что Даниэль
тоже её полюбил. Она отвела его в безлюдное место на палубе, там они
и познакомились...", "Девушка вышла на палубу полюбоваться
морем и увидела сэра Питора и Даниэля, которые наносили друг другу глубокие
ранения. Она сразу же упала в обморок. Дело кончилось тем, что Даниэль
пронзил сердце сэра Питора шпагой и с последним ударом сэр Питор упал
в океан. Даниэль поднял Мэри с палубы и понёс а каюту. Потом ушёл...",
"...Русалка вынырнула и удивилась; что это Митя делает у старого
пня? Мальчику пришлось рассказать всю правду. Фланет посмеялась и стала
болтать с Митей...", "Митя и Фланет стали хорошей парой. А
их личную жизнь вы узнаете из этой части..."
17-летний Дмитрий Водоватов получил приз молодёжного жюри и диплом
"За верность молодёжной теме". В конкурсе он участвует уже
второй год. На этот раз он предоставил три рассказа из цикла "Несовместимые".
Вот что он написал в своей аннотации:
"Термин "не совместимый с жизнью" придумал я сам.
Несовместимый - человек, чья точка зрения, чьё поведение в какой-то
момент отличается от наиболее удобной и безопасной в данных условиях
для этого самого человека .То есть такой парень умрёт, защищая слабого,
рискуя собой. Он будет грудью отстаивать справедливость, однако его
силы - не вполне соответствуют этому уровню... Но не ждите, что несовместимый
пробьёт стену, проскочит огонь и воду, не даст сойти с рельсов поезду
и при этом останется жив, как обычно происходит в боевиках. .. Как изменился
бы финал моих рассказов, если бы вовремя вмешались прохожие и добрая
милиция, если бы... В моих планах ~ повесть "Поколение X"
- трудная, долгая и кропотливая работа о расцвете молодёжных банд. Всё!"
Рассказы Дмитрия были "опробованы" на читателях детско-юношеской
библиотеки им. Л. Кассиля и имели несомненный успех. Но мне кажется,
они излишне сентиментальны. Впрочем, говорить о жизни и смерти несентиментально
для молодого человека - очень трудная задача.
Самый, пожалуй, удачный рассказ из цикла - "Несовместим с жизнью".
16-летний Андрей никогда в жизни не был на улице глубокой ночью ("Причиной
этому была, конечно же, мама"), и однажды "какая-то
неведомая сила поманила его в ночной город". Для него этот
выход оказался путешествием в новую страну с иными людьми. Он гулял,
наслаждаясь воздухом и свободой. И вдруг услышал крик о помощи: двое
парней приставали к какой-то девушке. "Расслабился Андрей,
когда парней уже не было видно. На асфальте были заметны пятна крови.
Крови? Он осмотрел себя - вроде не ранен. Это не его кровь..."
Он проводил девушку до её дома и продолжил своё путешествие. Но в этой
чарующей ночи за каждым углом таилось зло. В ночную шашлычную, куда
забрёл юноша, ворвались бритоголовые парни и стали избивать продавца-армянина.
Андрей был "несовместимым" он не мог не вступиться за жертву
и погиб,,.
Ровесник Дмитрия - Егор Харитонов (победитель в группе 15-18
лет) участвует в конкурсе уже третий раз. Если в ком-то еще можно сомневаться,
продолжат ли они заниматься литературным творчеством, насчет Егора лично
у меня таких сомнений нет. Он вполне серьёзно заявил о себе как прозаик,
и с ним уже можно разговаривать по высшему счёту.
Членов жюри очаровал рассказ "Его мрачность". "Он"
- это крематорий, "они" - это трупы, которые ждут сжигания,
но хотят быть похороненными "по-человечески", Василий - рабочий
крематория. Между ними завязываются странные, сюрреалистические взаимоотношения...
Но мне больше понравился рассказ "АГИН" - грустный, почти
невесомый, уносящий в бесконечность. Какой-то незнакомый мальчишка у
магазина (на вывеске перегорели буквы, и осталось только "АГИН")
каждый день здоровается с героем рассказа. Того это почему-то раздражает.
Не раз он хотел подойти к пацану, но тот таинственным образом куда-то
исчезал. Однажды мальчик не исчез, и разговаривал он совсем не детским
голосом.
"- Зачем ты со мной всё время здоровался? Каждый день? -
спросил я в лоб.
- Работа такая. Знаешь, люди всё время ищут две вещи - пер пепетуум-мобиле
и смысл жизни. А мне смысл моей жизни был известен с самого рождения..."
Этот рассказ действительно получился бы невесомым, если бы автор не
разжевал нам суть в конце рассказа.
Ещё Егор предоставил на конкурс повесть "Эликсир" - о некоем
продавце "эликсира жизни", который на самом деле просто вода,
запаянная в ампулы. Автору здесь не всегда удаётся поддерживать динамичность
развития действия, окончание немного скомканное.
Егору порой не хватает "чуть-чуть", чтобы его произведения
из обычного текста превратились в мерцающие пространства... Однажды
художник Брюллов, поправляя работу своего ученика, в нескольких местах
чуть тронул её кистью, и мёртвый этюд вдруг ожил. "Вот, чуть-чуть
тронули, и всё изменилось", - сказал ученик. "Искусство начинается
там, где начинается чуть-чуть", - ответил Брюллов...
Особняком стоит пьеса 23-летнего Алексея Голубовского "Вниз".
Некоторые члены жюри отказались дать ей какую-либо оценку, потому что
ничего в ней не поняли. Это действительно образец абсурда, какой-то
запредельный сюр, в ней нет как такового сюжета. Но ведь мы не всегда
всё понимаем разумом, и эта пьеса рассчитана не для разума, а для некоего
другого восприятия. Она даже посвящается "всем пушистым шарикам",
а не разумным людям. Если читатель сможет войти в роль "пушистого
шарика", эта пьеса не покажется ему непроходимым лабиринтом- Я
всё-таки осмелюсь и предложу вашему вниманию один маленький отрывок.
"... Первый шиз вдруг выходит из сомнамбулического состояния
и говорит, как профессор на лекции:
- Ангелы - система закрытая и самодостаточная.
Через сцену проходит женщина - волосы растрёпанные, взгляд безмысленный.
Она явно пьяна.
Первый шиз вдруг оживляется:
- Ангел!
Второй шиз:
- То не ангел, то - б..дь... И ненавидит тех, о ком плакала... (без
всхлипываний, с сарказмом).
Женщина стоит и слушает их..."
В любом случае существование подобных произведений в определённой замкнутой
литературной системе - явление продуктивное и освежающее, вносящее смуту
и разрушающее стереотипы. Это провоцирует других пытаться что-то преодолеть.
Такие вещи способны разбудить, придают смелости собственным мыслям и
поискам, выводят за рамки реализма и "правильности". И даже
если это путь в тупик, он благотворно влияет на литературный процесс.
И даже если автор вернётся к реализму, это уже будет осмысленный "неправильный"
реализм.
Победителем в старшей группе стал 24-летний саратовец Дмитрий Маслов.
Он предоставил тоже не совсем обычные рассказы, основанные не на сюжете,
а на ощущениях. Он, возможно, как раз из тех, кто достиг "неправильного"
реализма.
У других участников конкурса небольшие прозаические зарисовки и очерки,
которые можно расценить как проба пера.
Члены жюри дружно отметили, что им приятно было читать прозу этого года,
что они получили удовольствие от этой работы. Как хотелось бы, чтобы
и у широкого читателя появилась такая возможность!
Александр
БУРМИСТРОВ.