На главную
Авторы
Новости
Статьи
О сайте

Проза конкурса

Между рабочим крематория, самим крематорием и трупами завязываются странные, сюрреалистические взаимоотношения...

Напомним, что этот конкурс начинался при поддержке Генерального консульства ФРГ в Саратове, а сейчас эта эстафета перешла к посольству Германии в России,
Возраст участников - до 25 лет. На суд жюри (а это преподаватели, библиотекари и профессиональные литераторы) предоставлялись творческие работы в жанре прозы, поэзии и -впервые в этом году - видеофильмы.

Конкурсанты были разбиты на четыре возрастные группы; до 12 лет, 12-15 лет,15-18 лет и старше 18 лет. В этом году, как и в прошлом, участие в конкурсе приняли 27 человек, причем почти половина - дебютанты, Членов жюри на этот раз поразило большое число участников в жанре "проза" и высокое качество прозаических произведений.
Еще одна особенность; на этот раз работало альтернативное молодежное жюри, в которое вошли победители конкурса прошлых лет - Егор Харитонов, Аркадий Бирбраер и Иван Левашов. Они участвовали в конкурсе и в этом году, но, естественно, свои работы не учитывали.
К конкурсантам обратилась с письмом вдова Виктора Шнитке - Екатерина Георгиевна:
"Дорогие устроители и участники конкурса! Я очень рада и взволнована тем, что в вашем прекрасном городе вновь проходит конкурс имени Шнитке. С теплотой ибрагодарнос-тью вспоминаю прошлый год, когда я смогла принять а нем участие. Так же, как и тогда, хочется сказать несколько слов непосредственным участникам.
Дорогие мои! Для кого-то из. вас этот конкурс может стать началом трудного и интересного творческого пути, для кого-то это просто шанс соприкоснуться с великим миром литературы, философии и искусства... Желаю вам всем здоровья, успехов в конкурсе, удачи и исполнения желаний!"
С напутствием и пожеланиями к молодым авторам обратился член Энгельсского музыкально-литературного объединения "Надежда" Василий Реснянский.
На конкурс были представлены стихи Юлии Кузнецовой, студентки Саратовского медицинского университета. В июле ее не стало. Ее памяти была посвящена одна из страничек этой встречи.
Мне, как одному из организаторов конкурса, трудно дать оценку прошедшей встречи, но нельзя не отметить аудиторию: она была идеальна, когда, например, демонстрировался неозвученный 11-минутный видеофильм Михаила Уралёва "Линия руки реки", в зале стояла поразительная тишина. Ведь обычно считается, что молодежь - очень трудная публика…
Украшением встречи стало выступление ВИА Kammerton (ЦНК). В его исполнении прозвучало, в частности, одно из самых блистательных произведений - Альфреда Шнитке, используемое, кстати, как заставка к программе "Апокриф" на телеканале "Культура".
Торжественный вечер закончился традиционным чаепитием. Кстати, подарки (книги, альбомы, наборы открыток с видами Энгельса и др.) для участников конкурса и победителей были предоставлены администрацией Энгельсского муниципалитета и посольством ФРГ.
Пока остается открытым вопрос об издании сборника лучших конкурсных произведении, но, возможно, он решится уже в ближайшее время.


О некоторых произведениях в жанре "проза" хотелось бы рассказать подробнее.
Произведения младших участников (до 15 лет) отличает поразительная непосредственность. Они не ищут специально форму, не изобретают какие-то художественные приемы и т. д. - они просто не знакомы с этой теорией, и поэтому пишут так, как более старшим авторам уже, наверное, никогда не написать. Сами того не осознавая, они подсознательно и создают совершенно оригинальную форму, и находят новые художественные приемы.
"Жили-были муравьи. Плохо жили. Приходилось всё время работать. Не хватало еды". Так начинается сказка "Муравьино-тараканья война" 14-летнего Валентина Черныха, отмеченного дипломом "За удачный дебют". Чуть далее по тексту: "Жили-были тараканы. Хорошо жили... И хотели жить еще лучше. Каждый второй таракан имел квартиру с евроремонтом, дачу, лимузин и мобильник с тараканьей фотокамерой". Третья глава начинается: "Жили-были пчёлы. Средне жили. Одним приходилось всё время работать, другим всё время отдыхать". А вот начало 4-и главы: "Жили-были... Хотя нет, здесь это начало не подходит. Лучше так: в некотором царстве, в некотором государстве начался переворот..." Сколько здесь лёгкости, куража и ненавязчивого юмора!
Приведу ещё несколько отрывочков с незначительными сокращениями.
"Бедному Крохотаскателю III стало совсем плохо. Он потерял память (как в бразильском сериале) и стал считать свою дочь отцом...".

"Пчелиный президент Иван Иванович Лаптин решил потребовать у тараканов половину их завоевании и послал Прибей-тапку V письмо:
"Здравствуй, дорогой-родной Прибейгвоздик (он всё время путал это имя - прим. автора). Слышал, ты разбогател. Ну, так отдай половину!!!" Пришел ему такой ответ: "Здравствуй, дорогой-родной президент Лепкин
(он тоже путал фамилию Лаптина - прим. автора). Слышал, ты обнаглел...""
А вот как заканчивается сказка:
"На дворе наступил социализм. А Прибейтапка V похоронили. Прощай, Прибейтапок, прощай, дорогой..."
13-летний Александр Судаков, получивший диплом победителя в своей возрастной группе, предоставил юмористические рассказы. Вот небольшой отрывок из рассказа "Рисунки в "натурке"": "...Итак, тема нашего урока рисования - жизнь современной деревни. Вы, господа, уже перешли а третий класс и должны иметь представление, что такое деревня. Может, кто-то читал об атом, кто-то знает по рассказам родителей... Ну, Иванов, что ты отразил в своём рисунке? Так, утренняя заря, небольшой кустарник, речка, камыши шумят. В речке женщины купаются. Наверное, ты хотел отразить нелёгкий труд деревенских женщин? Да, им приходится вставать очень рано, а чтобы взбодрить себя перед очередным трудовым днем, они принимают, так сказать, прохладный душ... А кто это у тебя на рисунке из-за кустов выглядывает - в костюме, в галстуке и с верёвкой?.. Ах, это не верёвка, а кнут? А мужик- это пастух? И как же ты назвал сие произведение?.. "Пастух пасёт тёлок"?!.."
Рассказы в стиле "фэнтези" предоставила на конкурс 13-летняя Инга Рыжова. Ее фантазии могли бы позавидовать и маститые авторы, а некоторые эпизоды, если их читать "по-взрослому", просто умилительны:
"...Когда Даниэль залезал на корабль, его увидела дочь купца и полюбила с первого взгляда. Девушка была такая красивая, что Даниэль тоже её полюбил. Она отвела его в безлюдное место на палубе, там они и познакомились...", "Девушка вышла на палубу полюбоваться морем и увидела сэра Питора и Даниэля, которые наносили друг другу глубокие ранения. Она сразу же упала в обморок. Дело кончилось тем, что Даниэль пронзил сердце сэра Питора шпагой и с последним ударом сэр Питор упал в океан. Даниэль поднял Мэри с палубы и понёс а каюту. Потом ушёл...", "...Русалка вынырнула и удивилась; что это Митя делает у старого пня? Мальчику пришлось рассказать всю правду. Фланет посмеялась и стала болтать с Митей...", "Митя и Фланет стали хорошей парой. А их личную жизнь вы узнаете из этой части..."
17-летний Дмитрий Водоватов получил приз молодёжного жюри и диплом "За верность молодёжной теме". В конкурсе он участвует уже второй год. На этот раз он предоставил три рассказа из цикла "Несовместимые". Вот что он написал в своей аннотации:
"Термин "не совместимый с жизнью" придумал я сам. Несовместимый - человек, чья точка зрения, чьё поведение в какой-то момент отличается от наиболее удобной и безопасной в данных условиях для этого самого человека .То есть такой парень умрёт, защищая слабого, рискуя собой. Он будет грудью отстаивать справедливость, однако его силы - не вполне соответствуют этому уровню... Но не ждите, что несовместимый пробьёт стену, проскочит огонь и воду, не даст сойти с рельсов поезду и при этом останется жив, как обычно происходит в боевиках. .. Как изменился бы финал моих рассказов, если бы вовремя вмешались прохожие и добрая милиция, если бы... В моих планах ~ повесть "Поколение X" - трудная, долгая и кропотливая работа о расцвете молодёжных банд. Всё!"
Рассказы Дмитрия были "опробованы" на читателях детско-юношеской библиотеки им. Л. Кассиля и имели несомненный успех. Но мне кажется, они излишне сентиментальны. Впрочем, говорить о жизни и смерти несентиментально для молодого человека - очень трудная задача.
Самый, пожалуй, удачный рассказ из цикла - "Несовместим с жизнью".
16-летний Андрей никогда в жизни не был на улице глубокой ночью ("Причиной этому была, конечно же, мама"), и однажды "какая-то неведомая сила поманила его в ночной город". Для него этот выход оказался путешествием в новую страну с иными людьми. Он гулял, наслаждаясь воздухом и свободой. И вдруг услышал крик о помощи: двое парней приставали к какой-то девушке. "Расслабился Андрей, когда парней уже не было видно. На асфальте были заметны пятна крови. Крови? Он осмотрел себя - вроде не ранен. Это не его кровь..." Он проводил девушку до её дома и продолжил своё путешествие. Но в этой чарующей ночи за каждым углом таилось зло. В ночную шашлычную, куда забрёл юноша, ворвались бритоголовые парни и стали избивать продавца-армянина. Андрей был "несовместимым" он не мог не вступиться за жертву и погиб,,.
Ровесник Дмитрия - Егор Харитонов (победитель в группе 15-18 лет) участвует в конкурсе уже третий раз. Если в ком-то еще можно сомневаться, продолжат ли они заниматься литературным творчеством, насчет Егора лично у меня таких сомнений нет. Он вполне серьёзно заявил о себе как прозаик, и с ним уже можно разговаривать по высшему счёту.
Членов жюри очаровал рассказ "Его мрачность". "Он" - это крематорий, "они" - это трупы, которые ждут сжигания, но хотят быть похороненными "по-человечески", Василий - рабочий крематория. Между ними завязываются странные, сюрреалистические взаимоотношения...
Но мне больше понравился рассказ "АГИН" - грустный, почти невесомый, уносящий в бесконечность. Какой-то незнакомый мальчишка у магазина (на вывеске перегорели буквы, и осталось только "АГИН") каждый день здоровается с героем рассказа. Того это почему-то раздражает. Не раз он хотел подойти к пацану, но тот таинственным образом куда-то исчезал. Однажды мальчик не исчез, и разговаривал он совсем не детским голосом.
"- Зачем ты со мной всё время здоровался? Каждый день? - спросил я в лоб.
- Работа такая. Знаешь, люди всё время ищут две вещи - пер пепетуум-мобиле и смысл жизни. А мне смысл моей жизни был известен с самого рождения..."

Этот рассказ действительно получился бы невесомым, если бы автор не разжевал нам суть в конце рассказа.
Ещё Егор предоставил на конкурс повесть "Эликсир" - о некоем продавце "эликсира жизни", который на самом деле просто вода, запаянная в ампулы. Автору здесь не всегда удаётся поддерживать динамичность развития действия, окончание немного скомканное.
Егору порой не хватает "чуть-чуть", чтобы его произведения из обычного текста превратились в мерцающие пространства... Однажды художник Брюллов, поправляя работу своего ученика, в нескольких местах чуть тронул её кистью, и мёртвый этюд вдруг ожил. "Вот, чуть-чуть тронули, и всё изменилось", - сказал ученик. "Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть", - ответил Брюллов...
Особняком стоит пьеса 23-летнего Алексея Голубовского "Вниз". Некоторые члены жюри отказались дать ей какую-либо оценку, потому что ничего в ней не поняли. Это действительно образец абсурда, какой-то запредельный сюр, в ней нет как такового сюжета. Но ведь мы не всегда всё понимаем разумом, и эта пьеса рассчитана не для разума, а для некоего другого восприятия. Она даже посвящается "всем пушистым шарикам", а не разумным людям. Если читатель сможет войти в роль "пушистого шарика", эта пьеса не покажется ему непроходимым лабиринтом- Я всё-таки осмелюсь и предложу вашему вниманию один маленький отрывок.
"... Первый шиз вдруг выходит из сомнамбулического состояния и говорит, как профессор на лекции:
- Ангелы - система закрытая и самодостаточная.
Через сцену проходит женщина - волосы растрёпанные, взгляд безмысленный. Она явно пьяна.
Первый шиз вдруг оживляется:
- Ангел!
Второй шиз:
- То не ангел, то - б..дь... И ненавидит тех, о ком плакала...
(без всхлипываний, с сарказмом).
Женщина стоит и слушает их..."

В любом случае существование подобных произведений в определённой замкнутой литературной системе - явление продуктивное и освежающее, вносящее смуту и разрушающее стереотипы. Это провоцирует других пытаться что-то преодолеть. Такие вещи способны разбудить, придают смелости собственным мыслям и поискам, выводят за рамки реализма и "правильности". И даже если это путь в тупик, он благотворно влияет на литературный процесс. И даже если автор вернётся к реализму, это уже будет осмысленный "неправильный" реализм.
Победителем в старшей группе стал 24-летний саратовец Дмитрий Маслов. Он предоставил тоже не совсем обычные рассказы, основанные не на сюжете, а на ощущениях. Он, возможно, как раз из тех, кто достиг "неправильного" реализма.
У других участников конкурса небольшие прозаические зарисовки и очерки, которые можно расценить как проба пера.
Члены жюри дружно отметили, что им приятно было читать прозу этого года, что они получили удовольствие от этой работы. Как хотелось бы, чтобы и у широкого читателя появилась такая возможность!


Александр
БУРМИСТРОВ.

 
Hosted by uCoz